Образовательные стандарты

office_folders Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

office_folders Приказ № 578 от 22.05.2014 «О координационной группе по вопросам организации введения федерального государственного стандарта дошкольного образования»

office_folders План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

office_foldersПриказ № 544n

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТОВ

ФГОС – нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дощкольного образования, начального, основного, среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию.

СТАНДАРТЫ — это основные правила поведения, законные и правомочные требования.

Основные ПРИЗНАКИ стандартизации образования – объединение ОУ, единая форма, единые требования к учебной и методической литературе, образованию и воспитанию, единый стандарт оценки качества образования от дошкольников, 1 класса до ЕГЭ, публичная отчётность ДОУ, школ, мониторинг.

Стандарты определяют многоканальность финансирования: государство, родители, спонсоры, гранты, проекты, субсидии. ФГОС позволяют конструировать образовательные программы, многократно расширяя возможности педагогов. Стандарты в образовании как и Правила дорожного движения – необходимое благо, конечно не лишенное недостатков. Однако и без стандартов никакая социальная система существовать не может.

ФГОС определяют : цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса. На основе ФГОС разрабатываются образовательные программы ДОУ

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

  1. Наличие решения органа государственно-общественного управления (управляющий совет, педагогический совет, попечительский совет) о введении в ДОУ ФГОС.
  2. Внесение изменений и дополнений в Устав ДОУ.
  3. Разработка на основе примерной основной программы дошкольного образования ООП данного ДОУ.
  4. Утверждение ООП данного ДОУ.
  5. Обеспечение соответствия нормативной базы ДОУ требованиям ФГОС.
  6. Приведение должностных инструкций работников ДОУ в соответствие с требованиями ФГОС ДО и квалификационными характеристиками.
  7. Разработка и утверждение плана – графика введения ФГОС ДО.
  8. Определение списка методической литературы и пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.
  9. Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры ДОУ (положения о логопункте, ПМПК, и т. д.)
  10. Разработка :
  • Учебного плана, годового календарного графика;
  • Рабочих программ педагогов
  • Положения о мониторинге

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

  1. Определение объёма расходов, необходимых для реализации ООП и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования.
  2. Разработка локальных актов (внесение изменений в них, регламентирующих установление заработной платы работников ДОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования.
  3. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

  1. Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС ДО.
  2. Разработка модели организации образовательного процесса.
  3. Разработка и реализация моделей взаимодействия ДОУ и дополнительного образования детей.
  4. Разработка и реализация системы мониторинга образовательных потребностей воспитанников и родителей по использованию вариативной 60% (обязательной) части учебного плана и инвариативной 40%.
  5. Привлечение органов государственно-общественного управления ДОУ к проектированию ООП ДО.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

  1. Анализ кадрового обеспечения введения и реализации ФГОС ДО.
  2. Создание плана – графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников ДОУ в связи с введением ФГОС.
  3. Разработка (корректировка) плана методической работы с ориентацией на проблемы введения ФГОС ДО.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

  1. Анализ материально-технического обеспечения введения и реализации ФГОС ДО.
  2. Обеспечение соответствия материально-технической базы ДОУ требованиям ФГОС ДО.
  3. Обеспечение соответствия санитарно-гигиенических условий требованиям ФГОС ДО.
  4. Обеспечение соответствия условий реализации ООП противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ДОУ.
  5. Обеспечение соответствия информационно-образовательной среды требованиям ФГОС
  6. Обеспечение укомплектованности методической литературы и пособиями, электронными образовательными ресурсами.
  7. Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети интернет.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

  1. Размещение на сайте ДОУ информационных материалов о введении ФГОС дошкольного образования.
  2. Широкое информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты.
  3. Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесение дополнений в содержание ООП дошкольного образования.
  4. Обеспечение публичной отчётности ДОУ о ходе и результатах введения ФГОС.
  5. Разработка рекомендаций для педагогических работников:
  • По организации дополнительного образования;
  • По организации оценки достижения планируемых результатов

Готов ли   коллектив дошкольного образовательного  учреждения  воспринять  идею  нового  документа, работать в новом направлении? И настолько ли новым окажется содержание ФГОС для педагогов ДОУ?Для ответа на этот вопрос необходима своеобразная ревизия: сравнение  целевых установок, основных  требований  ФГОС и имеющегося в организации опыта.

Требуется корректировка содержания образовательной  области   «социально-личностное развитие»  в соответствии с новой формулировкой  Стандарта  «коммуникативно — личностное  развитие», приоритетом выступает коммуникация, т.е. социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и  массового общения.

Остается открытым вопрос о содержании образовательных областей в общеобразовательной  программе ДОУ, о сохранении их наименований и целевых установок в соответствии с ФГТ:«Физическая культура»,  «Здоровье», «Безопасность»,  «Социализация»,  «Труд»,  «Познание»,  «Коммуникация»,  «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Внимательно  изучив Проект Федерального государственного стандарта дошкольного образования  можно выделить основные принципы, которые в нем  рамочно закреплены:

  Смена видов деятельности или одномоментное присутствие нескольких видов деятельности. Этот принцип,   важен с точки зрения выработки у ребенка отношения к ситуации постоянного выбора.Ситуация выбора того, что ребенок хочет, чем он хочет заниматься в данный момент, должна стать постоянной.

  Тьюторская позиция педагога.

  Повышение психологической компетенции у персонала, который работает с детьми.

  Диалоговое общение (как принцип выстраивания взаимоотношений внутри дошкольного образовательного учреждения).

:  Спецификой Стандарта является смещение  «центра тяжести» с требований к результатам на требования к условиям. Стандарт — определенный вызов для педагога: его профессионализму;  предоставлении свободы при формировании образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений; способам взаимодействия педагога с детьми.

Развивающая предметно -пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка) и

материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития; должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации.

Объём финансового обеспечения  определяется исходя из Требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования данного Стандарта с учётом направленности Программы, категории воспитанников, вида Организации, форм обучения и иных особенностей образовательного процесса и должен быть достаточным и необходимым для осуществления Организацией  расходов на оплату труда работников, реализующих Программу; на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет; связанных с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности;  иных, связанных с реализацией Программы.

ВЫВОД: Вопрос  о расчете стоимости реализации ФГОС открыт, разработчиками Стандарта предполагается, что принципы расчета норматива должны отражать реализацию основной общеобразовательной программы учреждения.

В  контексте новых Стандартов перед педагогами стоит задача    избежать упрощения  образовательной деятельности,  при этом обеспечить решение важнейшей задачи ФГОС — разгрузку ребенка-дошкольника. Это возможно   не за счет  примитивизации  содержательной стороны образовательного процесса, а  за   счет совершенствования формы этого процесса.

Таким образом, с нашей  точки зрения, новая волна в реформировании дошкольного образования должна  коснуться:  переоценки системы жизнедеятельности учреждения, развития  рефлексивности участников образовательного процесса,  норм образовательной деятельности;  мы полагаем, что только  в этом случае  новые стандарты дошкольного образования   станут   достойным ответом  как на активный родительский запрос, так и  на потребность государства и  общества в здоровом и  успешном поколении россиян.